Лидер и коллектив

Уже не раз писал об авторитете и влиянии в коллективе.

Здесь: Как стать лидером в коллективе: 12 советов управленцу

И еще здесь: Как стать лидером в коллективе. 7 приемов для начинающего босса.

Однако, как видите, посты посвящены именно «захвату» лидерства. А сегодня – расскажу об одной проблеме лидера на работе. Которая, кстати, немного меняет распространенный стереотип о лидере, как о сУрьезном мужике с громовым голосом, которым он раздает непреклонные команды.

Но не будем забегать вперед.

Представим себе человека, которому удалось добиться лидерства на работе. Коллеги смотрят на него с уважением, его слово – решающее в спорах, а когда случается аврал, только его видят спасителем.

Красота.

Только вот это накладывает и обязательства. Если уж надвигается проблема, будьте уверены – решать ее придется вам. Но главное не это.

Главное – вы оказываетесь зажаты между интересами формального руководителя и коллектива. (Между ними почти всегда есть противоречие, если только руководитель – сам не гениальный лидер)

Руководитель начнет обращать на вас все большее внимание и пытаться на вас воздействовать, чтобы лучше управлять коллективом. И, сами понимаете, у него немало возможностей для этого. Лишение премий, командировки, внеочередные проверки, новые задания...

Коллеги же всегда будут видеть в вас в той или иной мере революционера, который представляет собой авторитет, противопоставленный формальной власти.

Начинаете оправдывать ожидания руководителя, сотрудничать с ним – ваше лидерство под угрозой. Открыто вступаете в конфликт с руководителем, защищая коллектив – можете и премии лишиться.

Что же делать?

Ну, во-первых, кто предупрежден – тот вооружен. Кроме того – оказаться меж этих двух огней – судьба всех лидеров, никуда не деться. Овладевать искусством находить компромиссы между коллективом и формальной властью нужно всем, кто хочет быть хрошим управленцем.

Во-вторых, это неудобство можно обратить себе на пользу – прямо объясните руководителю, что вы готовы сотрудничать, но если будете делать это постоянно, то долго это не продлиться. Коллегам можно привести тот же аргумент: я не могу все время противоречить! Обратите внимание на интересы тех, кто требует от вас чего-то.

В-третьих, можно дать понять всем СРАЗУ, что вы ни на чьей стороне, что вы – СПРАВЕДЛИВОСТЬ (тут главное не переборщить с пафосом=))). Объясните всем, что вы заботитесь обо всех, но коллектив должен и работать хорошо, ради его же блага. Ну и конечно, всегда оставайтесь на этой позиции!

А теперь к выводам:
1. Лидер должен уметь не только командовать, но и находить компромиссы.

2. Лидеру в коллективе постоянно необходимо помнить, что он находится между двух огней и принимать решения, которые не подорвали бы его авторитет ни в глазах коллег, ни в глазах коллектива.

3. Лидерство вообще и лидерство в коллективе в частности – штука сложная, причем один результат (общее уважение) может достигаться разными путями. Поэтому существует множество стилей лидерства – и вы должны всегда стараться, чтобы ваши пути решения проблем подходили к вашему характеру и жизненным установкам. Возможно, первое напрашивающееся решение – не ваше? Может, следует сделать как-то иначе? (третий пункт, как вы понимаете, уже немного из другой оперы. Но эта «опера» очень важна, а потому не грех и напомнить. Ну и, конечно же, мы еще не раз поговорим о стилях лидерства)

Удачи всем!