Как правильно построить выступление (и не только выступление;)
Как я уже писал в статье Почему научиться выступать публично нужно каждому навыки риторики не помешает никому. Поэтому продолжаем разговор о том, как правильно сделать презентацию.
Для начала определимся, что
все, так или иначе имеющее цель воздействовать на кого-то, построено по одним и тем же законам
Это может быть опера, любовная записка, статья в блоге…
Взять практически любой удачно снятый, «цепляющий» фильм. Его можно разбить на несколько фаз.
Ну, например, «Иван Васильевич меняет профессию». Там фазы обозначены достаточно четко – черно-белое/цветное/черно-белое
1. Мы знакомимся с основными героями – Шуриком, Милославским, Иваном Васильевичем… Все яркие и интересные. Видим завязку сюжета, который сулит немало забавного.
2. Приключения в прошлом и будущем. Море доброго юмора, бессмертные фразы; ближе к концу – крайне динамичная сцена: грозные стрельцы и воющие машины; потом потешное сражение, обратный переход… В эти моменты просто глаз от экрана не оторвешь – наивысшее напряжение.
3. Так это были «глюки»!=)) Привычная, даже серая жизнь – но именно ее выбирает герой. В концовке внятно звучит идея фильма – когда Шурик, увидав шапку Мономаха, изо всех сил зажмуривается. Он выбирает реальность, а не прекрасную сказку. Фильм сразу переходит на новый, более высокий уровень смысла, оставляя нас с настроением не только здорового веселья, но и чего-то Большого и Правильного.
Возьмите любой другой фильм или хорошую статью. Везде есть одна классическая, опробованная тысячелетиями структура.
вступление, основная часть с кульминацией ближе к концу и заключение
Недаром в школе и универе от нас добивались именно такого построения рефератов и докладов. Именно в нем - один из ключей к успеху.
Вступление (10-15% по времени) Ваша цель прежде всего презентация себя, а также той проблемы или предложения, о котором вы будите говорить. Заинтересуйте аудиторию, подбросьте ей загадку, докажите, что ваша тема для них жизненно важна…
Основная часть (70-80%). Это изложение основных тезисов. Оно должно соответствовать тому, что вы «пообещали» во вступлении. Также должна быть выдержана внутренняя динамика: напряжение, важность (это нужно выделять интонациями, жестами, вводными словами, мимикой…) растут вплоть до кульминации.
Кульминация: высшая точка вашего выступления. Контакт с аудиторий должен быть максимальным. В это время звучат самые мощные аргументы или эмоциональный призыв поступить так, как нужно оратору. Для облегчения контакта, например, можно выйти из-за трибуны, сделать необычный жест или сорвать галстук (не переборщите, примеры наобум!!!)
Заключение (10-15% по времени). Напряжение спало, аудитория в том состоянии, какое нужно оратору. Нельзя так просто «отпускать» слушателей. Они этого не хотят. В это время можно подвести итоги, сказать что-то теплое или же, как в фильме, выразить некоторую идею (можно даже с долей пафоса). Неплохая концовка – остроумная цитата в тему.
Конечно, пост дает только общее представление о структуре выступления. Его основная задача – показать, что схема универсальна, пригодна отнюдь не только для презентаций. О конкретных приемах правильного построения речи читайте в следующих постах:
Как начать выступление
Итак, на заметку:
Берите на вооружение (не только на презентациях, а в самых разных делах) схему вступление/основная часть/заключение.
P.S. Ах да! Вступления я уже довольно основательно касался здесь.
Удачи всем!
Как всегда Ваш, Larri
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
4 коммент.:
Многие люди понимают, что правильно строить свою речь необходимо! Нужно уметь выступать, но не каждый это может, а даже если и может, то на практике это применяет не всегда!
Очень грамотная статья. Особенно люди в выступлении часто забывают о кульминации, а без этого сложно управлять интересом аудитории. А ведь выступление должно быть не только полезным, но и интересным. Презентация - это ведь тоже своеобразное деловое развлечение :-)
Milka.Smirnof, согласен.
marketing-scout, очень рад, что понравилось. Пост планируется включить в PDF-книгу, так что написать об этих базовых вещах было необходимо. В то же время старался, чтобы это не получилось банальным.
Презентация - это ведь тоже своеобразное деловое развлечение :-)
Точно! Кстати, такой подход позволяет делать презентации очень эффективно. Я не боюсь выступлений - я им радуюсь, настраиваюсь на кайф=))). Поэтому получается свободнее и естественнее.
спасибо за развернутый пост
очень плохо заканчивал выступления
теперь знаю какой должна быть концовка
Отправить комментарий