Публичное выступление: основная часть

Продолжаем разговор о том, как правильно построить выступление. Сегодня наша тема – основная часть и кульминация.

Здесь все одновременно и сложно, и просто.

Просто – потому, что вы уже завладели вниманием слушателей, его нужно лишь поддерживать, это не так уж сложно, достаточно держать зрительный контакт, да говорить логично и четко.

Ну а сложно – потому что во время основной части вы должны убедить слушателей в своей точке зрения, ну или вообще как-то на них подействовать. Заставить поддержать ваш проект, купить ваш товар, поставить галочку в нужном месте…

Приемов для убеждения существует масса, но сегодня говорим только про построение выступления.

Правильно построенная основная часть – с нарастающим напряжением и кульминацией в конце – идеальная основа для воздействия на сознание слушателей.

Тут есть два неясных слова: «нарастающее напряжение» и «кульминация». Разберемся по порядку.

Нарастающее напряжение – это повышение интереса слушателей к вашему выступлению. Повышение же интереса достигается вводом новых, более сильных аргументов и задевающих за живое деталей, эмоций, примеров.

Например, мой друг как-то презентовал бизнес-проект по созданию комплекса деревенского туризма. Сначала он довольно стандартно изложил сухие детали бизнес-плана, а потом предложил слушателям представить картину:

«Представьте: посетители оставляют машины на стоянке, а рядом их уже ждет запряженная в сани лошадь. Они едут в санях с километр – и открывается вид свежих срубов, над ними поднимается печной дымок. На расписном крыльце гостей встречает красивая девушка в сарафане и с хлебом-солью…»

Это сопровождалось изменением темпа речи – она стала более плавной и глубокой, с микропаузами – и слушатели вживую представляли себе и лошадь с бубенчиками, и девушку в кокошнике.

А потом – энергичная, быстрая реплика:

- Представьте, как гости будут рассказывать об этом друзьям! И какой приток клиентов у нас будет!

Вот мы и подобрались к кульминации.

Кульминация – очень хитрая штука. По идее, можно бы обойтись и без нее, но выступление будет пресноватым… Это как занимательный анекдот без концовки, в которой вся соль.

Очень во многих руководствах много пишут, как важно, чтобы кульминация была, но редко-редко увидишь совет, как ее сделать.

Радислав Гандапас, один из известнейших тренеров по ораторскому искусству советует пользоваться принципом маятника: во время выступления озадачить слушателей проблемой, вогнать их в негатив. А во время кульминации подсказать решение проблемы – то есть качнуть маятник из минуса в плюс.

«Обычно (т.е. без *штуки которую я впариваю*) мы живем … *описание страданий*. Ничего не помогает, все британские ученые сломали головы над этой проблемой… Создан специальный комитет ООН (чувствуете, растет масштаб?). В общем, наступает полный конец света…"

И тут же:

Улыбка, бодрый голос, энергичные жесты.

- Но теперь есть *штука, которую я впариваю*!!! Стоит ее купить и наступит мир во всем мире!!!=))

Второй прием, которым я пользуюсь – это скрытие какого-то значимого факта. По ходу выступления вы о нем не говорите, он звучит только в кульминации и резко меняет картину. В общем-то, по такому принципу построены детективы: именно в кульминации мы узнаем, кто убийца.

Еще одно важное замечание – в кульминации должен прямо или скрыто звучать призыв сделать то, что вам нужно. Иначе она может выстрелить вхолостую.

Итак:

Представьте, что выступая в основной части, вы заряжаете аккумулятор – все нагнетаете туда ток, а потом резко разряжаете его в кульминации. Вылетает молния!

Два приема для кульминации: «маятник», «скрытая деталь».

В кульминацию включайте также призыв к действию (к покупке вашего товара, к спасанию котиков в Антарктиде и так далее). В кульминации должна быть отражена цель вашего выступления.

Удачи всем и добро пожаловать в комментарии – тема сложная и огромная, так что давайте делиться опытом!

2 коммент.:

Leonid Zaplatnikov комментирует...

Особенно понравилось про скрытую деталь!
Это точно действует!

Larri комментирует...

Ага;)

И безопаснее к тому же. С маятником можно перестараться, это игра с огнем.