Как начать выступление

Продолжаем разговор о структуре выступления, начатый здесь.

Как я уже писал, во время вступления цели оратора – расположить к себе аудиторию и заинтересовать ее темой выступления.

Вот несколько приемов, которые могут помочь в этом.

1. Сообщите действительно интересный факт или поражающее воображение число. Если времени на выступление дают достаточно, то вас не должно останавливать даже то, что он связан с темой косвенно. Эту косвенную связь можно превратить в шутку – и заработать дополнительные очки.
Например: «Вы знаете, что за средний выпуск новостей слово «кризис» повторяется в среднем три тысячи раз? Мое выступление – не о кризисе. Оно о том, что нам помогает его преодолеть и вообще забыть о нем»

(Про три тысячи раз – придумал только что. Но кто будет проверять? Тем более, что говорить эту фразу нужно спокойным, слегка несерьезным голосом.)
В этом примере сразу используется и второй прием:

2. «Пристегнитесь» к чему-то волнующему всех. Кризис. Кризис. Мама, кризис!!!
Он всех достал, но всем интересен. Этим необходимо пользоваться. Ну, и конечно в этом примере используется методика «маятника»: сначала говорится: все плохо! А потом: успокойтесь, будем говорить о хорошем! Это притягивает.

3. Пошутите. Юмор – отличная смазка для телеги выступления. Будьте готовы пошутить всегда. Очень часто в начале выступления бывают накладки: не работает микрофон, запнулись, пока заходили за трибуну, закашлялись в начале… Пошутите над собой! Аудитория это оценит. Но ни в коем случае не говорите "я такой неловкий!". Нет! Шутка должна демонстрировать вашу стойкость по отношению к трудностям, крутизну и статус.

4. Очень простое – но вполне подходящее вступление: просто расскажите, о чем вы будете говорить и почему вы говорите («Я вот уже три года работаю над этим проектом и теперь хочу познакомить вас с результатами»). Этим вы можете продемонстрировать свой статус и заставить аудиторию к вам прислушаться. Подходит для официальной обстановки.

5. Можно наоборот, рассказать о себе, сделать полную самопрезентацию, и только потом перейти к теме выступления. Конечно, «мостик» к содержанию перекинуть тоже необходимо. Этот способ, наоборот, подходит для более неформальной обстановки. В ходе рассказа не забывайте о «статусе» и «общей крови». Рассказ также должен быть эмоциональным – в вас должны видеть живого человека.

6. Похвалите аудиторию. Был на нескольких блестящих выступлениях, где оратор начинал с комплимента аудитории. Знаете, такое чувство, что тебя погладила заботливая рука матери. Однако мне самому этот прием полностью никогда не удавался, к сожалению. Выходило как-то «в лоб», эффекта не было. Хотя забывать метод не стоит. Просто пользуйтесь им поосторожней, вот мой совет.

7. Вопрос. «Разбудите» аудиторию. Киньте ей проблему. Заставьте задуматься. Еще лучше – осознать, что только вы поможете ей разрешить эту проблему. И слушатели заплатят вам уважением и вниманием.

Это основные приемы начала выступления. Однако не останавливайтесь на этом, добавляйте собственные! Нарабатывайте свои «фишки», которые подходят именно к вашей манере выступать.

Итак, еще раз:

Задача вступления – это получить интерес и благожелательное отношение аудитории как к вам, то есть к оратору, так и к теме выступления.

Удачи!

2 коммент.:

Leo Z. комментирует...

Чуть-чуть похвалю - хорошая тема и хорошая подборка! Надеюсь мы созреем для объединения наших статей, я собираюсь как минимум еще 2-3 написать!

Чуть-чуть покритикую - на счет самопрезентации, это надо очень хорошо уметь и чувствовать. Если хоть кто-то почувствует скуку, его уже к "выступлению" не вернуть... Если это и делать, то надо делать емко, ярко и кратко. Не кто я, а что я сделал.
Например: "Как вы думаете, что объединяет эти компании (на слайде лого или имена)? Три вещи - во-первых, они лидеры рынка. Во-вторых, каждая из них славится своим подходом к инновациям. В-третьих, я непосредственно причастен хоть в какой-то мере к успеху каждой из них... А теперь о том, как успеха добьетесь вы!"

Чуть-чуть предложу. Можно показать либо яркую картинку (2-3), либо противоречивый график, либо кусочек видео (не более 40-60 сек.). Как я уже говорил, сила медиа и не только речи, но и визуального сопровождения, играет огромную роль.
Все тот же старый добрый пример. Оратор выходит к публике с пакетом, откуда достает ряд совершенно разных предметов. И говорит: "Да, сегодня мы поговорим о маркетинге, а обратить особое внимание я рекомендую на приведенные мною примеры из автоиндустрии (достает игрушечную машинку), молочной индустрии (пакет или банку молока) и сельского хозяйства (заводную курицу).

Пока все)) Готов к диалогу))

Larri комментирует...

Леонид, приветствую!

Не кто я, а что я сделал.
Да, точно! Не заострил этот момент.

Как я уже говорил, сила медиа и не только речи, но и визуального сопровождения, играет огромную роль.
Да, тоже соглашусь. Курица и машинка - здорово!=)))

Спасибо за комментарий, критика по делу, в статье, которая пойдет в книгу поправлю и добавлю.

Думаю, я тоже напишу еще несколько постов (о кульминации, о заключении, о том, что может улучшить выступление).